Воспитательная система АШЮ «Диалог» строится на принципах и традициях, которые формировались постепенно, скрупулёзно и выдержали проверку временем.
Полностью разделяя гуманистические взгляды на воспитание и развитие детей и подростков великих педагогов современности Ш.Амонашвили, С.Соловейчика… школа создала свою уникальную воспитательную среду.
В чём уникальность этой среды?
- «Диалог» - это союз единомышленников, это не школа, а образ жизни интересной, насыщенной полезными и важными делами.
- «Диалог» - это семья, где подростки ищут и находят ответы хотя бы на некоторые вопросы, которые их волнуют по-настоящему: что такое справедливость, честь, добро, счастье, милосердие.
- «Диалог» - это большая дружная семья, в ней каждому даётся свобода выбора, возможность понять, что многое в жизни зависит от него самого, и нужно быть честным, настойчивым, смелым в достижении цели.
Почему семья?
Потому что нас … около 100 человек. И каждый на виду. Здесь как в большой дружной семье дети и взрослые общаются свободно на равных, здесь замечается уникальность и неповторимость каждого, здесь мальчики-
старшеклассники с удовольствием играют, разговаривают, спорят, шутят, смотрят мультики с первоклассниками, а на праздник, посвящённый Дню пожилого человека, собирается столько взрослых и детей, что в зале нет пустого места. И на короткое время и бабушки, и дедушки, и родители, и внуки – все становятся детьми, потому что можно поиграть, спеть песни своего детства, поделиться воспоминаниями и рецептами молодости.
Воспитательная система школы гуманна, в ней всё ориентированно на общечеловеческие ценности, на ведущие потребности ребёнка в общении, игре, чувстве принадлежности к группе и взаимном доверии, на потребность в саморазвитии и самореализации. Характер всех массовых дел коллективно-творческий и разумный.
Какие это дела?
Прежде всего, те, которые связаны с историей, культурой, традициями нашего государства. Особенностью является то, что участвуют в них все; каждый вносит свой вклад в зависимости от способностей и желания. Это дела, направленные на оказание помощи и поддержки нуждающимся. Уже несколько лет учащиеся школы участвуют в операции «Экономическая тропа»: посещают детские дома для детей с ДЦП, придумывая для них занятия, игры, игрушки. В этом году школа вступила в МОД «ДДМ» для того, чтобы постараться сделать вокруг себя мир хоть на немного добрее.
Вся школа с удовольствием участвует в спортивно-оздоровительных мероприятиях. Осенью и весной – традиционные выезды в Берёзовую рощу, проводятся шашечные и теннисные турниры, любимые соревнования для младших – «Весёлые старты».
Особое внимание – новогодним праздникам, ведь их с особым чувством ждут и взрослые и дети. Праздник начинается задолго до Нового года. Прежде всего, каждый класс подбирает пьесу, затем начинаются увлекательные репетиции. Участвую все! И, даже если, в пьесе не хватает героев – творчеству детей нет предела. Рождаются новые действующие лица, дописываются сцены. А если не хватает актёров – учителя или родители становятся персонажами сказки. Никто из взрослых, будь то учитель, завуч, директор или управляющий школой не стесняются на какое-то время увлечься игрой, не боясь тем самым утратить свой авторитет. На Новый год школа превращается в настоящую большую сказку.
При организации дел, а их в школе достаточно, это и интеллектуально-творческие игры, и досуговые праздники, и ценностно-ориентационные игры, мы исходим из особой «культуры детства» - дать каждому ребёнку свободу выбора, свободу действия, свободу творчества и самовыражения без принуждения.
Коротко главную идею школы «Диалог» можно выразить в трёх словах:
ОТНОШЕНИЕ + АТМОСФЕРА ТВОРЧЕСТВА.
Каковы результаты? Наши выпускники реализуют себя. И дело не только в том, что все они поступают в ВУЗы Караганды и Казахстана, ближнего и дальнего зарубежья. Дело в том, что они не теряются в жизни, в обществе. А это ли не главная цель воспитания?